Инклюзивное образование
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
(ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающегося с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их интеграция в общество.
Прием обучающихся с ограниченными возможностями в Колледж осуществляется на основании Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 октября 2018 года № 578 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, после среднего образования», заключения психолого-медико- педагогической консультации (далее — ПМПК) с рекомендованной формой обучения.
Колледжем создаются специальные образовательные и материально-технические условия для обучающихся с ограниченными возможностями, включая обеспечение современными техническими вспомогательными средствами в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно- методическому оснащению и обеспечению организаций образования для обучающихся с ограниченными возможностями и оказывают всем обучающимся данной категории необходимый уровень поддержки для полноценного усвоения образовательных программ. Аудиторная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями осуществляется совместно с обучающимися обычных учебных групп в зависимости от уровня ограничительных возможностей. Вся внеаудиторная (самостоятельная) деятельность обучающихся с ограниченными возможностями осуществляется совместно с
обучающимися обычных учебных групп.
Директор колледжа для обучающихся с ограниченными возможностями (далее – обучающийся с ОВ), обеспечивает подготовительную работу по приему и включению таких обучающихся в образовательный процесс путем:
- обеспечения физического доступа в Колледж (пандусы, тактильные дорожки и т.д.);
- при наличии контингента обучающихся с ОВ — подбора и приема на работу
педагогических работников, обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог); - консультирования педагогического состава, обучающихся, имеющих ограниченные возможности и без нарушений в развитии; родителей (законных представителей) всех обучающихся и технического персонала Колледжа.
Основными противопоказаниями для приема абитуриентов с ограниченными возможностями в Колледж являются наличие тяжелой и глубокой умственной отсталости, а также психопатоподобных расстройств различного происхождения, частых судорожных приступов.
Учебные планы для обучающихся колледжа всех форм обучения, также действительны и для обучающихся с ОВ физического характера. Для лиц с особыми образовательными потребностями психофизического характера, в том числе слабовидящие, слабослышащие, с отклонениями в речи разрабатываются учебные планы с учетом особенностей и индивидуальных возможностей обучающегося. Обучающиеся с ОВ вместо традиционной физической культуры проходят лечебную физическую культуру с сохранением объема часов-кредитов либо по индивидуальному учебному плану обучающегося.
Порядок формирования и утверждения РУП определяются колледжем самостоятельно.
Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется по графику учебного процесса колледжа для всех форм и ОП обучения с выполнением требуемого РУП объема кредитов-часов дисциплин ОП.
Профессиональная практика является обязательным видом учебной работы обучающегося с ОВ. Основными видами профессиональной практики являются учебная, производственная и преддипломная. Результаты профессиональной практики учитываются при подведении итогов промежуточной аттестации.
Академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся с ОВ, и достижения достаточного уровня их рентабельности. Наполняемость группы определяется колледжем самостоятельно. Порядок выбора и освоения программы курсов подготовки рабочей профессии осуществляется для получения дополнительных компетенций по смежным или профильным ОП, а также для удовлетворения личных потребностей обучающегося с ОВ.
Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся с ОВ оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D»,и «неудовлетворительно» – «FХ», «F»,) и оценкам по традиционной системе. В случае получения оценки «неудовлетворительно» соответствующая знаку «FХ», обучающийся с ОВ имеет возможность пересдать итоговый контроль до двух раз.
В целях повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения объективности оценки учебных достижений обучающихся с ОВ процессы обучения и итогового контроля разделяются. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с ОВ организуется учебным отделом.
Учебный отдел ведет постоянный мониторинг результатов промежуточной аттестации обучающихся с ОВ и их анализ в соответствии с оценочной таблицей, отражающей фактическое процентное распределение абсолютных оценок выше проходного уровня в группах студентов.
Присуждение академических часов-кредитов обучающемуся с ОВ по учебным дисциплинам (модулям) и иным видам учебной работы, а также по завершению изучения ОП в целом осуществляется при положительной оценке достигнутых им результатов обучения.
При переводе, восстановлении достигнутые результаты обучения, положительные оценки обучающегося с ОВ признаются с переносом академических часов-кредитов с одной ОП в другую, с одной организации образования в другую организацию образования.
Все академические кредиты и достигнутые результаты обучения, полученные обучающимися с ОВ в формальном и неформальном образовании, накапливаются в течение всего периода обучения независимо от количества лет обучения.
По завершению обучения и выполнению всех требований ОП обучающемуся с ОВ выдается диплом государственного образца с присвоением соответствующей квалификации и приложение к диплому. Процедура выдачи диплома с отличием производится в соответствии с п.9.46 и 9.47 Политики колледжа в области образования.